Американская дипломатия
Американская дипломатия проявила большую активность в деле достижения частичных соглашений между сторонами конфликта вместо всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. В этой связи советское руководство обращало внимание на то, что «сами по себе такие частичные меры, как, например, уход оккупантов — с той или иной части захваченной арабской территории и возвращение ее арабам, полезны, но только в том случае, если они представляют собой шаги к скорейшему действительному мирному урегулированию, а не используются как предлог для замораживания ситуации в целом, для оттягивания мирного урегулирования, для ослабления единства арабских стран» .
Жизнь подтвердила правильность позиции Советского Союза. Неоднократные «челночные» поездки государственного секретаря США Г. Киссинджера по ближневосточным столицам в 1973—1975 годах, его переговоры с конфликтующими сторонами и новые попытки ограничить решение ближневосточной проблемы лишь частичными мерами хотя и давали какие-то временные результаты, создавая иллюзию движения к урегулированию, в то же время порождали новые противоречия, возводили новые препятствия на пути к справедливому и прочному миру на Ближнем Востоке.
В результате арабо-израильской войны 1973 года, а также с началом работы Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку сложились условия, которые могли стать основой для выработки всеобъемлющего ближневосточного урегулирования с учетом интересов всех сторон конфликта, в том числе арабского народа Палестины. Палестинская проблема, будучи стержневой во всем комплексе ближневосточного конфликта, оказалась в центре внимания как сторонников, так и противников всеобъемлющего урегулирования.
За справедливое урегулирование конфликта на Ближнем Востоке с учетом интересов палестинских арабов, а также с участием в процессе урегулирования ООП выступали страны социалистического содружества, арабские государства, освободившиеся страны — участники движения неприсоединения и различные международные организации. Точка зрения Советского Союза была изложена в заявлении министра иностранных дел СССР
А. А. Громыко, с которым он выступил 21 декабря 1973 г. на открытии Женевской конференции по Ближнему Востоку: «Наша позиция ясна и последовательна от начала и до конца — мир и безопасность для всех народов этого района. Это подразумевает, естественно, что будет обеспечена справедливость в отношении арабского народа Палестины. Его права должны быть ограждены. Само собой разумеется, что палестинская проблема не может рассматриваться и решаться без участия представителей арабского народа Палестины» . Советский Союз настаивал на соблюдении законных прав палестинцев и на полноправном участии Организации освобождения Палестины в работе конференции.