Июльская революция
Июльская революция 1958 года в Ираке вызвала большое беспокойство в Тегеране. Шахский двор опасался, что ликвидация проимпериалистической монархии в Ираке изменит соотношение сил во всем регионе в пользу прогрессивных режимов и послужит стимулом для усиления борьбы национально-демократических сил в самом Иране. В этих условиях шах стал открыто заявлять о возможности установления дипломатических отношений с Израилем. Демонстративный поворот в сторону Тель-Авива сопровождался усилением пропагандистской кампании против прогрессивных арабских режимов, главным образом против ОАР.
Ближневосточная политика шахского режима вызывала все возрастающее беспокойство в арабском мире, которое достигло своего апогея сразу после появления в иранской прессе в июле 1960 года сообщений о решении правительства Ирана установить дипломатические отношения с Израилем. В ответ на этот шаг иранских властей ряд арабских государств заявил о своем решительном протесте, а правительство ОАР 26 июля 1960 г. объявило о разрыве дипломатических отношений с Ираном. Из опасения оказаться в политической изоляции на Ближнем и Среднем Востоке Тегеран поспешил заявить о своем отказе от дипломатического признания Израиля. Однако отсутствие официальных дипломатических отношений с Тель-Авивом не являлось серьезным препятствием на пути расширения ирано-израильских связей.
Сразу после революции всю полноту государственной власти взял Совет руководства революции, который вскоре провозгласил программу, предусматривавшую «ликвидацию господства империализма, феодализма, освобождение страны от контроля монополий, установление социальной справедливости, создание здорового демократического общества, организацию сильной национальной армии»