Империалистические государства
С другой стороны, участие Турции и Ирана в агрессивном военном блоке СБИТО, «особые отношения» Израиля с империалистическими государствами, прежде всего с США, установившиеся сразу после создания израильского государства, еще крепче привязывали эти страны к глобальной военно-политической стратегии империализма, придавали их внешней политике крайне одностороннюю направленность. Расширение сотрудничества этих стран с империалистическими государствами, в первую очередь с Соединенными Штатами, сопровождалось ослаблением или даже свертыванием политических и экономических связей с освободившимися странами, в том числе Ближнего и Среднего Востока, и с государствами социалистического содружества.
На этапе борьбы за политическую независимость вовлечение сил империализма в происходившие в странах Ближнего и Среднего Востока процессы общественного развития оказывало двойственное и противоречивое воздействие на их внешнюю политику, на политическую обстановку в целом в регионе.
Односторонняя, главным образом проамериканская, направленность внешней политики Турции и Ирана в 50-е годы привела к возникновению диспропорций между главными компонентами общественно-экономической и политической структуры в обеих странах и ускорила наступление кризисной фазы их внутреннего развития. Выход из создавшегося положения стал возможен в результате изменения с начала 60-х годов стратегии развития, в том числе и основных внешнеполитических концепций, следствием которых явилась диверсификация внешних связей Турции и Ирана.
Стремясь установить отношения добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества, обе страны пошли на постепенное расширение связей с Советским Союзом, а также с другими социалистическими странами, Наряду с продолжением сотрудничества с Соединенными Штатами Турция и Иран стали расширять отношения и с другими индустриально развитыми странами Запада. Существенные изменения претерпела политика Турции и Ирана в отношении мусульманских государств, в первую очередь арабских. Обе страны осудили израильскую агрессию 1967 года и высказались в пользу принятия сторонами арабо-израильского конфликта резолюции ООН.