Обмен мнениями
Обмен мнениями между СССР и США по вопросу ближневосточного урегулирования был продолжен во время визита министра иностранных дел СССР А. А. Громыко в конце сентября — начале октября 1977 года в США. 1 октября в результате советско — американских переговоров было принято Совместное советско-американское заявление по Ближнему Востоку.
В заявлении подчеркивалась убежденность двух стран в необходимости скорейшего урегулирования арабо-израильского конфликта таким образом, чтобы оно было «всеобъемлющим, охватывающим все заинтересованные ^ стороны и все вопросы», включая вывод израильских войск с оккупированных в 1967 году территорий, решение палестинской проблемы и обеспечение законных прав палестинского народа, прекращение участниками конфликта состояния войны и установление между ними нормальных мирных отношений. В заявлении подчеркивалось также, что «единственно правильным и эффективным путем обеспечения кардинального решения всех аспектов ближневосточной проблемы в комплексе являются переговоры в рамках специально созданной для этих целей Женевской мирной конференции при участии в ее работе представителей всех вовлеченных в конфликт сторон, в том числе — палестинского народа…».
В числе противников всеобъемлющего урегулирования были представители тех кругов политического и делового мира Соединенных Штатов, которые отстаивали принцип единоличного участия США в качестве посредника в арабо-израильских переговорах, что, по их мнению, позволяло наилучшим образом учесть экономические и военно-политические интересы Вашингтона на Ближнем Востоке.
Уступая сильному давлению сионистского лобби в США, нажиму Израиля и поддерживавших его сил внутри страны, администрация Картера подписала 5 октября 1977 г. во время визита в США министра иностранных дел Израиля М. Даяна американо-израильский меморандум, в котором отмечалось, что согласие сторон с положениями Совместного советско-американского заявления «не является обязательным условием созыва вновь и проведения Женевской конференции». Объясняя отказ от советско-американского документа по Ближнему Востоку, о чем официально было объявлено за несколько дней до подписания меморандума, представители Белого дома уверяли, что «двустороннее соглашение между Израилем и, допустим, Египтом может стать катализатором всеобъемлющего урегулирования на более позднем этапе арабо-израильских переговоров».