Независимость Сирии
Декларация о независимости Сирии и Ливана позволила этим странам в середине 1943 года создать национальные законодательные органы. Однако вся экономическая и политическая* жизнь по-прежнему контролировалась французскими властями. Вопреки данному обещанию Франция не собиралась после окончания войны выводить войска из этих стран. В мае 1945 года французское правительство заявило, что выведет свои войска из Сирии и передаст национальному правительству контроль над сирийской армией лишь при условии согласия правительства Сирии на заключение договора с Францией, гарантирующего последней «особые интересы и права». Одновременно Франция высадила в Бейруте дополнительные войска.
Действия французских империалистов вызвали массовые протесты и демонстрации со стороны населения, которые переросли в вооруженную борьбу против оккупантов. В ответ на это Франция подвергла артиллерийскому обстрелу и бомбардировке с воздуха ряд сирийских городов, что повлекло за собой крупные столкновения между французскими частями и населением в Дамаске, Халебе, Хаме.
Агрессивные действия французских империалистов вызвали решительное осуждение со стороны мировой прогрессивной общественности. Правительство Советского Союза призвало великие державы принять срочные меры, направленные на прекращение военных действий и мирное урегулирование конфликта.
Однако принятию таких мер воспрепятствовала Англия, решившая воспользоваться затруднительным положением Франции, чтобы еще больше ослабить ее позиции в странах Леванта, а сами страны втянуть в орбиту британских экономических и военно-политических интересов. Английское правительство заявило, что берет на себя ответственность за поддержание порядка в Сирии и на этом основании потребовало от Франции передачи ей всей полноты власти в Сирии и Ливане. Англии удалось добиться того, что французские гарнизоны были выведены из ряда городов Сирии и заменены английскими. В опубликованном вслед за этим 22 декабря 1945 г. англо-французском соглашении о Сирии и Ливане оба государства заявили о своем намерении «в интересах мира и процветания, обеспечения безопасности и спокойствия стран Ближнего и Среднего Востока» произвести постепенную эвакуацию войск только из Сирии, но сохранить их в Ливане.