Мусульманские государства
Важную роль в отношениях Турции с мусульманскими государствами стало играть ее участие в деятельности Организации Исламской конференции, оформившейся в начале 70-х годов. Турция принимала участие в работе первой исламской конференции на высшем уровне в Рабате, созванной в связи с поджогом одной из мусульманских святынь — мечети Аль-Акса в Иерусалиме, и во всех последующих исламских форумах на разных уровнях. При этом в так называемой исламской политике Турции прослеживаются несколько этапов, существенно отличающихся друг от друга.
С 1960 по 1975 год для участия в работе конференций в рамках ОИК Турция направляла представителей, имевших официальный статус ниже статуса, которого требовал уровень конференции. При таком положении деятельность турецких представителей автоматически ограничивалась «наблюдательскими» функциями. В этот период Турция полностью отмежевывалась от резолюций конференции, предусматривавших какие-либо санкции против Израиля.
По мере расширения экономических и политических отношений с арабским миром, а также в связи с ростом трудностей собственного экономического развития Турция начала все активнее использовать свое участие в ОИК как для получения морально-политической поддержки со стороны мусульманских государств в кипрском вопросе, так и для получения финансовой помощи от богатых нефтедобывающих государств Ближнего Востока.
На VII конференции министров иностранных дел ОИК в Стамбуле Турция сделала «два жеста в сторону арабов и исламского мира, от которых воздерживалась прежде». Она объявила о своем желании стать полноправным членом ОИК и ратифицировать ее Устав, а также о готовности разрешить ООП открыть свое представительство в Турции. В ответ на это решение Турции участники конференции приняли резолюцию в поддержку требований турецкой мусульманской общины Кипра. На VIII и X конференциях ‘министров иностранных дел ОИК исламские страны заявили о своей готовности оказать Турции экономическую помощь.
X конференция министров иностранных дел ОИК, состоявшаяся в Марокко в 1979 году, открыла новый этап в «исламской» политике Турции. На этой конференции Турция была среди большинства, проголосовавшего за замораживание в ОИК членства Египта. Турецкий министр иностранных дел публично выразил сомнения турецкого руководства относительно того, что египетско — израильское соглашение ведет к справедливому миру, указав при этом на то, что’ ближневосточное урегулирование не может быть достигнуто без решения палестинского вопроса.