Страны Ближнего и Среднего Востока
Освободившиеся страны Ближнего и Среднего Востока имеют богатый и многолетний опыт и традиции борьбы против колониального господства, в результате которой они завоевали политическую независимость. Значительную группу этих стран объединяют общие цели преодоления колониального наследия и изменения неравноправного положения в международном разделении труда.
Страны Ближнего и Среднего Востока являются обладателями и поставщиками на мировой рынок целого ряда важных видов минерального и сельскохозяйственного сырья. Первостепенное значение для социально — экономического развития стран региона и для нормального функционирования мирового капиталистического хозяйства имеют нефть и газ этого региона. В недрах Ближнего и Среднего Востока залегает /з разведанных запасов нефти и более Ч4 природного газа мировой капиталистической системы. Доля Ближнего и Среднего Востока в мировой добыче нефти составила к концу 70-х годов около 60%. За счет добываемой в этом районе нефти Западная Европа покрывает более 60% своей потребности в нефтепродуктах, Япония — 90— 95%. За истекшее десятилетие транснациональные корпорации Соединенных Штатов заметно увеличили вывоз нефтепродуктов из стран Ближнего и Среднего Востока, значительную часть которых они экспортируют в третьи страны, а частично используют для удовлетворения потребностей многочисленных военных баз США, расположенных в бассейне Средиземного моря и в акваториях Индийского и Тихого океанов.
В ходе длительной борьбы за право распоряжаться собственными минеральными ресурсами нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока осуществили национализацию и экспроприацию собственности международных нефтяных монополий, долгое время безнаказанно грабивших их основное национальное богатство.
Одной из наиболее характерных черт общественно-политического развития стран Ближнего и Среднего Востока является господствующая в них многоукладность социально-экономической структуры. Современные общества стран региона переживают бурный процесс социальной стратификации, который происходит в условиях сильного воздействия традиционных докапиталистических отношений и институтов.